Руководители крупных российских компаний – предправления «Сибура» Дмитрий Конов, гендиректор «Почты России» Максим Акимов, управляющий партнер А1 Андрей Елинсон и владелец холдинга AEON Corporation Роман Троценко – провели онлайн-саммит «Бизнес после пандемии». Модерировал дискуссию сопредседатель координационного совета по противодействию коронавирусной инфекции РСПП, гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев.

Угрозы эпидемии

Борьба с коронавирусом может затянуться, прогнозирует Троценко. Пик эпидемии придется на июнь – июль. Будет и вторая волна заболеваний. «Вся история» будет длиться год или даже полтора, – прогнозирует Троценко. – И это в том случае, если человечеству удастся в ближайшее время изобрести лекарство против нового вируса. В противном случае людям придется приобретать иммунитет эволюционным путем. Но для этого коронавирусом придется переболеть 70% людей».

В целом прогноз Троценко скептичен: «30% бизнеса прекратит существование».

Россия потеряет из-за кризиса несколько месяцев спроса и сбережений, отметил Конов. А по окончании эпидемии у людей будет меньше денег, будет выше безработица, потребительский спрос уменьшится. Вся страна еще несколько лет будет меньше инвестировать, меньше тратить.

Население сильно обеднеет, а разочарование общества будет очень высоким, опасается Конов. Государству придется помогать людям. Поэтому бизнесу, особенно крупному, не стоит рассчитывать на господдержку. Впрочем, большим компаниям, особенно сырьевым, существенная опасность и не грозит, добавил Троценко.

Крупному бизнесу придется пересматривать модель распределения доходов, резюмировал Конов: «Перераспределять деньги от инвестиций и доходов акционеров в пользу сотрудников. Социально-экономический аспект будет существенным».

По мнению Акимова, электронная коммерция и доставка считаются бенефициарами кризиса. Но он утверждает, что это ненадолго. Кризис приведет к шоку спроса – из-за падения доходов многие люди вынужденно снизят потребление. И вскоре с этим столкнутся и компании из сферы электронной коммерции и доставки, добавил Акимов: «И мы, и Wildberries, и «Яндекс». По его словам, выручка «Почты России» в этом году может снизиться на 18–30 млрд руб. В 2019 г. этот показатель превысил 200 млрд руб.

Главной угрозой для бизнеса Акимов также назвал распад производственных цепочек – в основном при производстве сложных продуктов. Возникла немыслимая путаница в логистике, утверждает он.

Источник: Ведомости