Еврокомиссия (ЕК) предложила структуру предельных цен на нефтепродукты из России, сообщило «РИА Новости» 27 января 2023 г. со ссылкой на представителя ЕК. Эта мера сейчас, по словам собеседника агентства, согласовывается с партнерами по G7 (входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония), уточнил он.

Это подтвердила министр финансов США Джанет Йеллен в ходе визита в ЮАР 27 января. «Я не буду вдаваться в подробности. Мы обсуждаем со всеми нашими партнерами – коалицией G7+ и европейским сообществом – то, каков подходящий уровень ограничения цен», – заявила она.

G7 2 сентября 2022 г. объявила о решении ограничить цены на нефть и нефтепродукты из России. К таким санкциям присоединились страны ЕС, Австралия и др. Ограничения цен на нефть и нефтепродукты вводятся одновременно с эмбарго ЕС на их поставки по морю. 5 декабря 2022 г. вступил в силу потолок цен на нефть на уровне $60/барр., а потолок цен на нефтепродукты должен начать действовать 5 февраля 2023 г. 

Стороны договорились ввести два ограничения цен – на нефтепродукты, которые продаются с премией к Brent (например, дизель), и на те, которые продаются с дисконтом (мазут). Уровни ограничений пока не назывались. Источники Bloomberg сообщали 26 января 2023 г., что ЕС рассматривает ограничения в $100/барр. для дизеля (порядка $730/т) и в $45/барр. для мазута (около $330/т), но цифры еще могут измениться.

Ранее «Ведомости» подготовили консенсус-прогноз по ограничениям цен на нефтепродукты, согласно которому потолок на более дорогое топливо должен составить $650/т, а на более дешевое – $350/т (см. номер от 18 января 2023 г.). Часть аналитиков также называла диапазон для ограничения стоимости дизеля от $700 до $800/т. 

После усиления антироссийских санкций в 2022 г. нефтекомпаниям РФ пришлось спешно перенаправлять поставки нефти и нефтепродуктов из Европы в Азию. При этом наибольшим спросом в Азии пользуется российская нефть, которая сейчас торгуется с дисконтом к эталонной Brent. Найти новых покупателей на нефтепродукты России сложнее: у Индии и Китая, как крупнейших покупателей нефти из РФ, есть большие мощности по переработке нефти.  

Если азиатские покупатели предпочитают импортировать из России нефть, то страны Европы в преддверии эмбарго наращивали поставки российских нефтепродуктов, чтобы создать запасы топлива. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в декабре 2022 г. экспорт дизеля из России достиг многолетнего максимума и составил 1,2 млн барр./сутки («Ведомости» писали об этом 18 января 2023 г.).

При этом поставки дизтоплива в ЕС стали рекордными за 10 месяцев и составили 720 000 барр./сутки. Экспорт бензина в декабре прошлого года также был максимальным – 270 000 барр./сутки. 

По словам аналитика ФГ «Финам» Андрея Маслова, потолки цен, которые назвали источники Bloomberg, «не выглядят критичными» для России, но уровень в $45/барр. может «оказать давление» на российский экспорт. Управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин добавляет, что танкеров для перенаправления поставок нефтепродуктов из Европы в Азию на рынке недостаточно, поэтому также могут возникнуть перебои с поставками и дефицит топлива на мировом рынке.

На этом фоне добыча нефти в России в 2023 г. может снизиться на 5-7% в годовом выражении, поясняет Маслов. В таком случае, по расчетам «Ведомостей», по итогам года она составит 498-508 млн т. О том, что Россия готова снизить добычу уже в начале 2023 г. на 5-6%, или на а 500 000–700 000 барр./сутки, для выполнения президентского указа о запрете на поставки нефти и нефтепродуктов в те страны, которые присоединились к потолку, говорил и курирующий ТЭК вице-премьер Александр Новак в конце 2022 г. («Ведомости писали об этом 23 декабря).

Громадин прогнозирует снижение производства нефтепродуктов – на 10-20% (до 218-245 млн т. – «Ведомости»). Новак ранее также говорил ТАСС, что в случае проблем с реализацией нефтепродуктов нефтепереработка «в каком-то объеме может быть замещена дополнительными объемами экспорта нефти».

Источник