«У нас проблемы именно уже с наличием [топлива], мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», – предупреждал в начале сентября в Госдуме министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.

Рост цен на топливо в мелком опте отметил и президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Он говорит, что «в моменте» стоимость тонны дизтоплива [в мелком опте] доходила до 120 000 руб. Зампредправления ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев уточнил, что такая цена была зарегистрирована две недели назад в Краснодаре. Злочевский отмечает, что владельцы нефтебаз объясняют такой аномальный рост цен увеличением биржевых котировок, а также сокращением выплат по демпферу нефтяникам вдвое с 1 сентября.

Ранее Минэнерго составило оперативный баланс распределения дизтоплива по компаниям по месяцам и довело эти рекомендации до нефтяных компаний, напомнил представитель ведомства. Оба министерства еженедельно проводят мониторинг поставок топлива аграриям, подчеркивают представители пресс-служб. 

Рост цен на нефтепродукты в мелком опте происходил вслед за рекордным увеличением котировок на товарной бирже СПбМТСБ. По данным торгов, оптовая цена дизтоплива перешла к росту в конце июля, а уже в августе начала обновлять исторические максимумы. Последний рекорд был зарегистрирован 19 сентября – 75 035 руб./т. Небольшое снижение биржевых цен произошло только после угроз со стороны Минэнерго и правительства о принятии «радикальных мер» для стабилизации ситуации на рынке моторного топлива. Котировки дизеля вторую торговую сессию снижаются: 21 сентября он торговался по 71 869 руб./т. 

Цены на дизельное топливо в мелком опте выросли к середине сентября по сравнению с уровнем до начала уборочной кампании (10-16 июля) на 29% и достигли 75 108 руб./т по состоянию на 10-17 сентября, сообщили «Ведомостям» в «Петромаркете». При этом в сентябре рост продолжается – дизель прибавил в цене 1,8% по сравнению с предыдущей неделей, отмечают в компании. 

Но, по словам Злочевского, поставщики начали требовать доплату за топливо и по уже заключенным контрактам. «Разница – примерно 46 руб./л. Топливо стоило 68-69 руб./л – мы считали, что это высокая цена. А теперь превышает 100 руб./л», – уточняет Злочевский. Уборку урожая аграрии, по его словам, завершат в любом случае, но посевную озимых проведут «на сколько хватит денег». 

Ситуация с поставками топлива аграриям в южных регионах начала стабилизироваться после принятых правительством решений об ограничении на экспорт топлива. Об этом заявил 22 сентября ТАСС замминистра сельского хозяйства России Максим Увайдов. «Для нас важно, чтобы особенно в период уборочных работ и сейчас, чтобы горючего было достаточно для наших сельхозпроизводителей. <…> Там были перебои [с поставками], но сегодня уже ситуация стабилизируется», – сказал он. 

Региональные власти в свою очередь начали сами помогать аграриям. Например, губернатор Тульской области Алексей Дюмин поручил выделить 70 млн руб. для компенсации роста цен на нефтепродукты сельхозпроизводителям. 

Независимый эксперт Кирилл Родионов напоминает, что проблемы с поставками нефтепродуктов в регионы возникли в том числе из-за проблем на сети РЖД: дефицит провозной и пропускной способности, локомотивной тяги. Он также указывает на то, что у железнодорожников «зачастую плохая организация технических операций с поездами» (формирование и расформирование составов) – это дополнительно затягивает доставку топлива с НПЗ и нефтебаз. В свою очередь представитель РЖД заявил «Ведомостям», что компания принимает все заявки на перевозку топлива в приоритетном порядке и «доставляет в установленные сроки почти 100% продукции». 

Источник