Балльная оценка локализации в автопроме была введена в 2019 г. Она не только является индикатором «российскости» выпускаемых в нашей стране машин, но и позволяет компаниям, подписавшим специнвестконтракт (СПИК), претендовать на участие в госзакупках транспортных средств и программах поддержки спроса на автотехнику. Пропорционально набранному количеству баллов автоконцерн получает и промышленные субсидии, которые в отрасли считают компенсацией утилизационного сбора. 

Минпромторг хочет снизить количество баллов за сварку и окраску и дать больше баллов за локализацию компонентов, говорит один из собеседников. Соответствующий пакет поправок в механизм балльной оценки обсуждается Минпромторгом совместно с отраслевым сообществом, подтверждает представитель ведомства. По его словам, это делается для создания условий, стимулирующих оперативное освоение производства критически важных для отечественного автомобилестроения комплектующих. Но говорить об окончательно сформированной и утвержденной позиции пока рано, подчеркивает он.

В отрасли готовящиеся изменения воспринимают негативно. Предложения Минпромторга забирают около 1000 баллов у традиционных технологий в новые компоненты, поясняет источник в одном из автоконцернов, работающих в России. «Это по сути меняет концепт определения российскости продукта. Минпромторг так пытается простимулировать нас, чтобы мы развивали компонентную отрасль. Но от этого наши машины не станут более современными, они просто потеряют эти 1000 баллов», – рассуждает собеседник. По его словам, это затруднит получение полного возмещения за утильсбор и в итоге вынудит производителей поднять цены на машины. 

Потенциальные изменения разрушат всю систему регулирования и приведут к тому, что ни один российский производитель, независимо от уровня локализации, не будет соответствовать требуемому уровню баллов для госзакупок, говорит собеседник на другом автозаводе. «Это никоим образом не стимулирует увеличение локализации, а только дискриминирует российских производителей, вложивших миллиарды в достигнутый уровень локализации, который хотят обнулить. <…> Минпромторг пытается принудить автопроизводителей к самостоятельному созданию автокомпонентной отрасли без понимания, что этого не произойдет», – полагает он.

Это вынужденная мера, при помощи которой Минпромторг сейчас пытается сохранить хотя бы те компонентные производства, которые остались после ухода иностранных автоконцернов, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, при поддержке компонентных производств следует в первую очередь обратить внимание на самые простые детали из полимеров и резины, а также на стекла и элементы шумоизоляции. «Замахиваться на локализацию сложных наукоемких компонентов в текущих условиях – это утопия», – добавил эксперт. 

Источник