Китайское правительство собирается резко снизить или вообще отменить льготы по экспортной пошлине на сталь. Предполагается, что корректировка налоговой скидки даст возможность металлургам Поднебесной сосредоточиться на внутреннем рынке, а не на чрезмерном производстве для зарубежного спроса, что позволит снизить объемы загрязняющих выбросов.

На пленуме ЦК КПК в октябре прошлого года была поставлена цель достижения углеродной нейтральности китайской экономики к 2060 г., что, в частности, подразумевает достижение пика выбросов углерода в сталелитейном секторе к 2025 г., после чего уже к 2030 г. они сократятся на 30%.

В рамках этой цели китайское правительство в директивном порядке ограничило объемы производства стали: сталелитейные предприятия в регионе Хэбэй – Пекин – Тяньцзинь и в дельте реки Янцзы к 31 декабря должны сократить выбросы пыли и вредных веществ на 30–50%, для чего им придется снизить загрузки агломерационных фабрик, остановить доменные печи объемом до 1000 куб. м и конвертеры с массой плавки до 100 т. Регулирующий орган по охране окружающей среды в крупнейшем сталеплавильном городе Китая Таншане недавно направил инспекторов на 25 местных заводов, чтобы обеспечить соблюдение ими политики ограничения производства.

«Этот год является первым годом 14-го пятилетнего плана Китая (2021–2025), который можно рассматривать как новое начало реформ в сфере предложения стали, поэтому ожидается, что в этом году общий объем производства стали в Китае сократится, – объяснял директор по исследованиям Пекинского информационного исследовательского центра Lange Steel Ван Гоцин крупнейшей китайской англоязычной газете Global Times в марте. – Чтобы решить проблему возможного дефицита стали, страна может перейти к увеличению ее импорта». Решение китайского правительства по пересмотру экспортных льгот как раз поможет справиться с этой проблемой».

Однако логичным результатом этого решения станут потрясения на мировом рынке, поскольку Китай одновременно является крупнейшим производителем стали, ее импортером и экспортером. «Увеличение импорта китайской стали при уменьшении экспорта – существенное событие, так как КНР – не только крупнейший производитель, но и крупнейший потребитель с объемом 0,95 млрд т в год, что составляет 53% от мирового рынка», – отмечает главный аналитик АО «ИК «Фондовый капитал» Даниил Болотских.

По данным Шанхайской фьючерсной биржи, с марта 2020 г. стоимость тонны горячекатаной стали выросла на 60% и превзошла отметку в $800 за тонну, причем главным драйвером роста цен стал именно китайский рынок, отмечает Болотских.

По мнению управляющего директора сектора металлургии аналитического управления банка «Открытие» Даниила Каримова, в настоящее время почти во всех ключевых потребляющих регионах мира фиксируется существенное отставание предложения металла от спроса. Поэтому в ближайшее время цены на сталь могут продемонстрировать еще один виток роста в связи с отсутствием точного понимания, как быстро сталелитейные компании смогут нарастить выпуск.

В настоящий момент мы находимся в сырьевом мини-цикле, в основе которого лежит значительный отложенный спрос после пандемии 2020 г. и ослабление американского доллара, считает управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий. Для участников фондового рынка это означает, что у акций российских металлургов еще остается значительный потенциал роста, несмотря на то что бумаги «Северстали» с начала года уже выросли на 18%, НЛМК – на 17%, ММК – на 11%. «В настоящий момент акции привлекательны для тех, кто торгует на волатильности. Большинство сталелитейных компаний торгуются с дивидендной доходностью 15–17%, но, если закладывать текущие спотовые цены, доходность еще выше», – отмечает Русецкий.

По оценкам ВТБ, доходность акций российских сталелитейных компаний составит 13–17,5% на горизонте следующих 12 месяцев. При этом аналитики ожидают снижения цен. «После снятия европейских локдаунов, вызванных третьей волной коронавируса, цены на сталь начнут снижаться в районе $550 за тонну.

Такое событие возможно ближе к середине лета, сейчас на рынках повышенная волатильность и сезонный спрос, что может ненадолго утащить котировки до $1000 за тонну. Средневзвешенная цена за полгода составит $650–700 за тонну», – прогнозирует Болотских. По итогам года дивидендная доходность некоторых ценных бумаг в секторе может составить до 20%, уверен он.

Источник