Пилотный проект по маркировке антисептиков должен начаться 15 мая 2021 г. и продлиться до 21 августа 2022 г. Об этом 24 марта сообщила пресс-служба Минпромторга. Из сообщения следует, в частности, что министр промышленности и торговли Денис Мантуров провел совещание с представителями Минстроя, Минсельхоза, Минэкономики, Росстандарта, Роскачества и других ведомств, на котором был одобрен соответствующий проект постановления правительства.

«Ведомости» ознакомились с копией этого документа (его подлинность подтвердил источник, участвующий в обсуждении пилота). Из него следует, что маркировка коснется парфюмерно-косметической продукции с антимикробным действием, а также дезинфицирующих средств (кожных антисептиков). Маркировка поможет в противодействии незаконному ввозу, производству и обороту такой продукции, борьбе с контрафактом, а также будет способствовать повышению собираемости налогов и таможенных платежей, говорится в проекте. Срок введения обязательной маркировки будет определен правительством по результатам эксперимента, уточняется в сообщении Минпромторга. В правительстве на запрос «Ведомостей» не ответили.

Дезинфицирующие средства должны содержать в составе не менее 70% спирта, тогда как в парфюмерно-косметической продукции с антимикробным действием его доля может быть ниже, сообщил представитель Роскачества. При этом последние не тестируются на эффективность против бактерий и вирусов, а также не могут использоваться в медицинских учреждениях. Всего в России в настоящее время выпускается около 300 000 л продукции обеих категорий в сутки, число производителей достигает 60. При этом Роспотребнадзор считает, что около 40% всей обращаемой на российском рынке продукции вообще неэффективно, сообщал ТАСС со ссылкой на советника директора НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора Николая Шестопалова.

Маркировку антисептиков поддерживают некоторые производители дезинфицирующих средств, рассказал «Ведомостям» исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский. В частности, инициативу поддерживает компания «Бентус лаборатории», выпускающая обе категории продукции под брендом Sanitelle.

Такая мера помогла бы в решении давно назревшего вопроса по регулированию стихийно развивающегося антисептического рынка, говорит гендиректор компании Гайк Симонян. По его словам, помимо продукции, производимой традиционными игроками, отрасль во время пандемии коронавируса наводнили и случайные производители. В такой ситуации маркировка, по его мнению, может стать одним из способов контроля за безопасностью и эффективностью. В «Юнилевер Русь», напротив, не видят потребности в системе для антисептиков, говорит директор по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Ирина Антюшина.

Участники рынка для решения проблемы ранее предлагали другой вариант регулирования – отмену сделанных Роспотребнадзором в прошлом году послаблений для вывода на рынок такой продукции (в частности, им упростили регистрацию продукта. – «Ведомости»), говорит Бобровский. Представитель Роспотребнадзора на вопросы не ответил.

Решение о создании Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров было принято правительством в декабре 2017 г. В настоящее время уже маркируются лекарства, сигареты, шубы, обувь, парфюмерная продукция, а также планируется запуск маркировки ювелирной и другой продукции.

Когда маркировка антисептиков станет обязательной, на рынке может произойти коллапс по аналогии с лекарствами, опасается гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В 2020 г. маркировка препаратов стала обязательной, в системе случился сбой, в результате чего возник дефицит лекарств. Причем проблема в случае с антисептиками коснется всех производителей, в том числе и тех, кто лоббирует сейчас внедрение маркировки, предупреждает эксперт. Представитель ЦРПТ (оператор системы прослеживаемости товаров) утверждает, что проблем не возникнет.

Источник