Задержка поставок более 100 единиц широкофюзеляжного лайнера Boeing 787 Dreamliner общей стоимостью около $20 млрд, которые могут быть особенно нужны при постковидном восстановлении рынка перевозок, уже превысила 13 месяцев – последние машины были переданы заказчикам в октябре 2020 г. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на расчеты лизинговой компании Air Lease Corp. Эта ситуация сложилась на фоне постоянного обнаружения новых технических дефектов в самолетах Boeing различных типов и ужесточения проверок регулятора – Федеральной авиационной администрации (FAA). Ранее в центре внимания FAA был отметившийся двумя катастрофами Boeing 737 MAX, ныне допущенный к полетам.

Собеседники агентства из числа клиентов Boeing опасаются, что они не получат самолетов, которые по контракту должны были прийти еще в начале 2021 г., вплоть до лета следующего года. Такие соображения высказываются на фоне того, что каждый выявленный у самолетов Boeing дефект, сообщили источники издания, приводит к дополнительным бюрократическим издержкам, так как об их факте необходимо оповещать FAA, которая затем будет проводить собственное расследование. Для получения доступа к потенциально проблемным агрегатам на уже готовых машинах на заводе в Северном Чарльстоне приходится разбирать оборудование салонов. Boeing пытался предложить свою методологию проверок, при которой непосредственный осмотр требовался бы нескольким самолетам партии. Однако регулятор отклонил это предложение компании. Поэтому были значительно снижены и темпы сборки строящихся самолетов – до двух в месяц.

Более того, 19 ноября конгрессмены, входящие в Комитет по транспорту и инфраструктуре палаты представителей США, потребовали ужесточить проверки FAA по отношению к Boeing 787. Этому предшествовала утечка о новых найденных признаках брака композитных деталей Boeing 787 Dreamliner, о чем сообщало The Seattle Times. В тот же день The Wall Street Journal со ссылкой на источники заявила об обнаруженных дефектах дверей, которые вместе с остальными неполадками могут замедлить поступление самолетов Boeing 787 покупателям вплоть до февраля или даже марта 2022 г. На фоне этих новостей к закрытию Нью-Йоркской биржи 19 ноября акции Boeing упали на 5,8% до $214,13.

Boeing уже неоднократно переносил сроки поставки готовых Boeing 787 Dreamliner в этом году. В июле компания обещала, что 50 из задержанных самолетов будут поставлены до конца года. В сентябре авиастроитель называл датой возобновления поставок середину октября. Однако в своем октябрьском отчете Boeing уже избегал говорить о каких-либо даже приблизительных сроках.

В результате по итогам завершившегося на прошлой неделе в Дубае авиасалона Airbus получил 408 заказов, включая опционы, а Boeing – лишь 98. Всего по состоянию на конец октября 2021 г. портфель заказов Boeing оценивал в 5038 самолетов, из них 4052 – на машины семейства Boeing 737, Dreamliner c 488 самолетами на втором месте.

У Airbus на конец октября было 6850 заказанных машин, из которых 470 пришлись на А350 – прямого конкурента Dreamliner.

Airbus с семейством А319/320/321 еще до истории c Boeing 737 MAX, когда после двух катастроф были надолго запрещены его полеты, серьезно обгонял Boeing по поставкам и продажам этих узкофюзеляжных самолетов. Теперь же Boeing получает удар от конкурента уже в сегменте широкофюзеляжных самолетов, где он пока доминирует, считает главный редактор avia.ru Роман Гусаров. Однако разрыв между Boeing и Airbus может оказаться «фантомным» и скорректироваться на фоне ситуации с пандемией и неопределенности перспектив восстановления авиаперевозок, говорит эксперт. Задержки с Dreamliner могут быть связаны с проверками FAA. Гусаров считает, что FAA, получившая едва ли не больший, чем Boeing, репутационный удар от катастроф 737 MAX, теперь стремится показать удвоенное рвение.

Столкнувшись с проблемами по всем ключевым программам – 737, 777Х, 787, – компания будет отставать от Airbus и в формировании портфеля заказов, и в поставках техники клиентам. Следствием станет сокращение рыночной доли Boeing, уверен исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Однако в среднесрочной перспективе, считает эксперт, повышенные требования, которые сегодня FAA предъявляет к производителю, и собственные усилия, нацеленные на повышение качества продукции, несомненно, помогут восстановить доверие потребителей. А помощь правительства в виде увеличенных объемов закупок продукции военного назначения поможет стабилизировать финансовое положение Boeing, сказал Пантелеев.

Эксперт также напомнил, что собственно рынок – т. е. клиенты, авиакомпании – не готов остаться один на один с Airbus. Дуополия – не лучшее состояние рынка, но куда лучше, чем монополия. Так что Boeing точно не уйдет с рынка, считает Пантелеев. Airbus, по его мнению, сумеет воспользоваться ситуацией, чтобы увеличить рыночную долю. Для России критически важно воспользоваться этой ситуацией у Boeing, чтобы вывести на рынок свой самолет МС-21. Это исторический момент, упустить который нельзя, заключил эксперт.

Источник