Результаты опроса «Стратегия компании:
вид, формат, контрольные точки»

Научный совет ООН РАН «Проблемы комплексного развития промышленных предприятий» и Центральный экономико-математический институт РАН завершили опрос отечественных предприятий на тему «Стратегия компании: вид, формат, контрольные точки». Целью опроса было выяснить долю предприятий, ведущих стратегическое планирование своей деятельности, и особенности формирования долгосрочных документов.

Его результаты позволят лучше понять связь теории и практики стратегического планирования, а также предложить варианты корректировок формата стратегий с фундаментальных позиций.

Кобылко А.А.

Стратегия, устойчивая к кризисам: уроки пандемии

Кобылко А.А.

Функции стратегии в контексте размера предприятия

Завьялова Е.А., Кобылко А.А.

Стратегия предприятия в период турбулентности: практика российских компаний

Завьялова Е.А., Кобылко А.А.

Формат стратегии: практика крупнейших российских предприятий

Кобылко А.А.

Каков формат стратегии современного российского предприятия?

Кобылко А.А.

Формат стратегии современного предприятия: региональный аспект

Было опрошено 170 предприятий, представителей различных отраслей экономики. Среди них наибольшее число респондентов относится к сферам производства товаров, охраны и безопасности, образования, финансов, энергетики. Костяк опроса составили крупные предприятия, численностью от 250 сотрудников, заметную долю составили малые и средние предприятия, что коррелирует с аналогичной структурой предприятий в отечественной экономике. Длительность функционирования на рынке подавляющего большинства опрошенных компаний – более 10 лет. Преимущественные организационно-правовые формы – общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества. Основными интервьюерами явились топ-менеджеры. А именно – руководители, собственники и учредители компаний (41%) и заместители руководителя (24%).

Размер предприятий

  • Крупное предпритие
  • Среднее предприятие
  • Малое предприятие

Среди всего массива респондентов более половины отметили, что их компания находится в устойчивом положении, а более четверти предприятий чувствуют себя плохо. При этом среди тех предприятий, кто не имеет стратегии, доля негативных ответов была выше – в нестабильном положении 33%, в тяжёлом – 15%, что в свою очередь позволяет предположить позитивное влияние долгосрочного планирования на устойчивую и гармоничную деятельность компании.

Общая картина состояния бизнеса в России

  • На подъёме
  • Устойчиво
  • Плохо
  • Тяжело

Нужна ли стратегия компаниям? Если да, то когда встаёт эта необходимость? Ответ на этот вопрос был одним из основных в процессе проведения нашего исследования. Несмотря на то, что ответ кажется очевидны – да, нужна – что в теории, что на практике оказывается не так однозначно. Примерно каждая пятая компания, из опрошенных нами, не имеет стратегии развития.
Очевидно, что формирование стратегии должно быть начато не слишком рано, когда компания ещё развивается хаотично и ищет свою нишу на рынке. Но и не слишком поздно, когда хаотичное экстенсивное развитие компании уступает место интенсивному.

Доля компаний со стратегией

  • Есть стратегия
  • Стратегия формируется
  • Нет стратегии

Компании, не ведущие планирование своей деятельности, чаще характеризуют собственное состояние как негативное, в то время как компании с сформированной стратегией характеризуют результативность своей деятельности в более позитивном ключе.

Более половины респондентов также отметили, что отсутствие стратегии однозначно оказывает на них негативное влияние и мешает гармонично развиваться.

Влияние отсутствия стратегии на компанию

  • Влияет негативно
  • Никак не влияет
  • Влияет позитивно

Структура стратегии представляет из себя каркас, основные блоки которого с той или иной степенью детализации характерны для подавляющего числа предприятий, формирующих долгосрочные планы развития. Он включает в себя: цель и задачи; количественные достижимые показатели; направления развития; директивные решения «как поступать». Почти треть респондентов отметила почти идентичную структуру данных элементов. Формирование пошаговых планов реализации целевых показателей применяется редко.

Предприятия на практике применяют два подхода к формированию общей, единой стратегии развития компании. В первом случае – это один документ, описывающий все направления деятельности и развития компании. Во втором случае комплексная стратегия формируется на основе подстратегий. Подобное формирование происходит двумя способами: либо формируется документа, учитывающий в себе в общих словах более узконаправленные специфические подстратегии функциональных отделов предприятия, либо формирование комплексного документа не происходит и общее понимание векторов развития задаётся самой совокупностью функциональных подстратегий.

Стоит отметить тенденцию к сокращению интервала планирования стратегии, связанную, очевидно, с турбулентностью внешней среды предприятий. Причинами тому могут быть различные факторы. Среди основных можно выделить нестабильную обстановку на микро-, мезо- и макроэкономических уровнях, а также повышение скорости принятия решений и, как следствие, ускорения бизнес-процессов.

Длительность исполнения стратегии

  • 5-6 лет
  • 3-4 года
  • 1-2 года
  • 7 и более лет
  • Бессрочная

На практике тоже нет единого мнения относительно степени публичности стратегии. При этом подавляющее большинство респондентов отмечают, что в той или иной степени отдельные стратегические положения должны быть секретными. Характерно, что даже не все публичные акционерные общества представляют свою стратегию как полностью открытую.И обратно: отмечается доля компаний других организационно-правовых формы, являющихся непубличными, которые готовы открыто представить свою стратегию, тезисно или полностью.

Степень секретности стратегии

  • Основные положения публичны
  • Доступна только сотрудникам
  • Доступна только руководству
  • Полностью публична

Полевое исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-010-00427).