Результаты опроса «Формат стратегии
в турбулентный период»

Научный совет ООН РАН «Проблемы комплексного развития промышленных предприятий» и Центральный экономико-математический институт РАН завершили опрос отечественных предприятий на тему «Формат стратегии в турбулентный период», проведённый в период с июля по ноябрь 2023 года. Целью опроса было выявление актуальных тенденций в практике формирования и реализации долгосрочных планов компаний в кризисные и нестабильные периоды.

Анкета включала 39 вопросов, диверсифицированных для респондентов, указавших на наличие или отсутствие стратегии у своего предприятия. Кроме общих блоков, направленных на составление портрета респондента и информации о предприятии, основная часть включала в себя вопросы относительно формата стратегии (наличие цели, решений, качественных и количественных показателей, степени открытости её положений и пр.) или причин отсутствия стратегии. Также были внесены вопросы для рассмотрения изменения характеристик стратегии в условиях нестабильности внешней среды.

Было опрошено 162 предприятия, представителей различных отраслей экономики. Среди них наибольшее число респондентов относится к сферам образования, обрабатывающего производства, науки и здравоохранения. Костяк опроса составили крупные предприятия, численностью от 250 сотрудников. Длительность функционирования на рынке подавляющего большинства опрошенных компаний – более 10 лет. Преимущественные организационно-правовые формы – общество с ограниченной ответственностью, а также бюджетные организации. Основными интервьюерами явились руководство компаний и топ-менеджеры.

Среди всего массива респондентов более половины отметили, что их компания находится в устойчивом положении, а почти четверть предприятий чувствуют себя «на подъёме». В целом состояние предприятий в условиях «новой нормальности» можно охарактеризовать как позитивное.

Общая картина состояния бизнеса в России

  • На подъёме
  • Устойчиво
  • Плохо
  • Тяжело

Нужна ли стратегия компаниям? Если да, то когда встаёт эта необходимость? Ответ на этот вопрос был одним из основных в процессе проведения нашего исследования. Несмотря на то, что ответ кажется очевидны – да, нужна – что в теории, что на практике оказывается не так однозначно. Подавляющее большинство компаний заявляют, что имеют стратегию.

Те предприятия, которые не имеют стратегию, в большинстве своём подходят к управлению компанией в «ручном» режиме, осуществляя ситуативный менеджмент. При этом, напротив, предприятия со стратегией развития, характеризуют управленческую деятельность как стратегическую или тактическую, то есть рассчитанную на больший срок реализации.

Доля компаний со стратегией

  • Есть стратегия
  • Нет стратегии

Сравнение подходов к долгосрочному управлению предприятий в турбулентные периоды хоть и незначительно, но отличается от 2019 года. Выявлена тенденция предприятий к переходу к более краткосрочным решениям: увеличение доли «ручного» и оперативного управления на1,5 п.п. в последние годы по сравнению с тактическим и стратегическим управление пять лет. Если доля среднесрочных целей в управлении осталась неизменной, то стратегический подход потерял с 2019 по 2023 году 8 п.п.

Можно отметить, что период потрясений 2020-2023 года стратегии предприятий не притерпели существенных или всеобъемлющих изменений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции и санкционной политикой ряда стран в отношении России.

Около 40-44% отметили, что стратегии их компаний только корректировались, чтобы учесть такие нестандартны изменения внешней среды. При этом 22-23% предприятий не меняли свои стратегии вовсе по той или иной причине. Лишь 6-7% компаний сформировали новую стратегию в качестве ответа на санкции и пандемию.

Корректировка стратегий

  • Проводится при необходимости
  • Проводится раз в несколько лет
  • Проводится 1 раз в год
  • Проводится несколько раз в год
  • Неизменна весь срок
  • Затруднились с ответом

Королева Е.А.

О перспективах применения стратегического планирования для эффективного развития сектора малого и среднего предпринимательства

Кобылко А.А.

Базовая структура стратегии: опорные элементы и атрибуты

Королева Е.А.

К вопросу о базовых характеристиках стратегий малого и среднего бизнеса

Кобылко А.А.

Институциональные аспекты публичности стратегии предприятия

Научный совет выражает благодарность научным организациям и вузам, профессиональным союзам и отраслевым ассоциациям за помощь в проведении опроса и распространение информации о нём.

Полевое исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 23-28-01551).

Подробные результаты опроса, сопутствующая аналитика по вопросам структурных и атрибутивных особенностей долгосрочных документов публикуется в телеграм-канале «Формат стратегии».

Также можно ознакомиться с результатами опроса 2019 года на тему «Стратегия компании: вид, формат, контрольные точки».

Полевое исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 23-28-01551).