Научный совет ООН РАН «Проблемы комплексного развития промышленных предприятий» и Центральный экономико-математический институт РАН завершили опрос отечественных предприятий на тему «Формат стратегии в турбулентный период», проведённый в период с июля по ноябрь 2023 года. Целью опроса было выявление актуальных тенденций в практике формирования и реализации долгосрочных планов компаний в кризисные и нестабильные периоды.
Анкета включала 39 вопросов, диверсифицированных для респондентов, указавших на наличие или отсутствие стратегии у своего предприятия. Кроме общих блоков, направленных на составление портрета респондента и информации о предприятии, основная часть включала в себя вопросы относительно формата стратегии (наличие цели, решений, качественных и количественных показателей, степени открытости её положений и пр.) или причин отсутствия стратегии. Также были внесены вопросы для рассмотрения изменения характеристик стратегии в условиях нестабильности внешней среды.
Было опрошено 162 предприятия, представителей различных отраслей экономики. Среди них наибольшее число респондентов относится к сферам образования, обрабатывающего производства, науки и здравоохранения. Костяк опроса составили крупные предприятия, численностью от 250 сотрудников. Длительность функционирования на рынке подавляющего большинства опрошенных компаний – более 10 лет. Преимущественные организационно-правовые формы – общество с ограниченной ответственностью, а также бюджетные организации. Основными интервьюерами явились руководство компаний и топ-менеджеры.
Среди всего массива респондентов более половины отметили, что их компания находится в устойчивом положении, а почти четверть предприятий чувствуют себя «на подъёме». В целом состояние предприятий в условиях «новой нормальности» можно охарактеризовать как позитивное.
Общая картина состояния бизнеса в России
- На подъёме
- Устойчиво
- Плохо
- Тяжело
- На подъёме
- Устойчиво
- Плохо
- Тяжело
Нужна ли стратегия компаниям? Если да, то когда встаёт эта необходимость? Ответ на этот вопрос был одним из основных в процессе проведения нашего исследования. Несмотря на то, что ответ кажется очевидны – да, нужна – что в теории, что на практике оказывается не так однозначно. Подавляющее большинство компаний заявляют, что имеют стратегию.
Те предприятия, которые не имеют стратегию, в большинстве своём подходят к управлению компанией в «ручном» режиме, осуществляя ситуативный менеджмент. При этом, напротив, предприятия со стратегией развития, характеризуют управленческую деятельность как стратегическую или тактическую, то есть рассчитанную на больший срок реализации.
Доля компаний со стратегией
- Есть стратегия
- Нет стратегии
- Есть стратегия
- Нет стратегии
Сравнение подходов к долгосрочному управлению предприятий в турбулентные периоды хоть и незначительно, но отличается от 2019 года. Выявлена тенденция предприятий к переходу к более краткосрочным решениям: увеличение доли «ручного» и оперативного управления на1,5 п.п. в последние годы по сравнению с тактическим и стратегическим управление пять лет. Если доля среднесрочных целей в управлении осталась неизменной, то стратегический подход потерял с 2019 по 2023 году 8 п.п.
Можно отметить, что период потрясений 2020-2023 года стратегии предприятий не притерпели существенных или всеобъемлющих изменений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции и санкционной политикой ряда стран в отношении России.
Около 40-44% отметили, что стратегии их компаний только корректировались, чтобы учесть такие нестандартны изменения внешней среды. При этом 22-23% предприятий не меняли свои стратегии вовсе по той или иной причине. Лишь 6-7% компаний сформировали новую стратегию в качестве ответа на санкции и пандемию.
Корректировка стратегий
- Проводится при необходимости
- Проводится раз в несколько лет
- Проводится 1 раз в год
- Проводится несколько раз в год
- Неизменна весь срок
- Затруднились с ответом
- Проводится при необходимости
- Проводится раз в несколько лет
- Проводится 1 раз в год
- Проводится несколько раз в год
- Неизменна весь срок
- Затруднились с ответом
Королева Е.А.
О перспективах применения стратегического планирования для эффективного развития сектора малого и среднего предпринимательства
Кобылко А.А.
Базовая структура стратегии: опорные элементы и атрибуты
Королева Е.А.
К вопросу о базовых характеристиках стратегий малого и среднего бизнеса
Кобылко А.А.
Институциональные аспекты публичности стратегии предприятия
Научный совет выражает благодарность научным организациям и вузам, профессиональным союзам и отраслевым ассоциациям за помощь в проведении опроса и распространение информации о нём.
Полевое исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 23-28-01551).
Подробные результаты опроса, сопутствующая аналитика по вопросам структурных и атрибутивных особенностей долгосрочных документов публикуется в телеграм-канале «Формат стратегии».
Также можно ознакомиться с результатами опроса 2019 года на тему «Стратегия компании: вид, формат, контрольные точки».
Полевое исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 23-28-01551).