Рыночная стоимость железной руды, которая с 2010 г. определяется индексом Platts IODEX (сравнительная оценка спотовой цены на физически поставляемую железную руду, содержащую 62% железа, 2,25% глинозема, 4% кремнезема и 0,09% фосфора), превысила $112 за 1 т и вплотную приблизилась к рекордным значениям годичной давности в $120 за 1 т. Только за последний месяц руда подорожала на 9%, а с начала года рост составил 21%, тогда как золото прибавило в цене 19%. Как отмечает Forbes, себестоимость добычи железной руды у крупнейших добывающих компаний составляет $13 за 1 т, а значит, валовая рентабельность при нынешнем уровне цен превышает 700%.

Рынок железной руды обладает некоторыми отличительными особенностями, которые делают его привлекательным для вложений. Предложение сосредоточено в небольшом количестве стран мира (в первой пятерке по объемам добычи Австралия, Бразилия, Китай, Индия и Россия). Число добывающих компаний также мало. А мировой спрос диктуется одним игроком, главным потребителем железной руды и, соответственно, лидером в производстве стали – Китаем. Таким образом, на стоимости руды сказываются в основном только два вида событий: происшествия, из-за которых страдают объемы поставок (например, тропический циклон в Австралии весной 2019 г. или катастрофа на бразильском руднике «Брумадиньо» в январе 2019 г.), и колебания прогноза производства стали в Китае.

Исторически большинство инвесторов получали доступ к рынку железной руды через вложения в акции добывающих компаний. Но с появлением на Сингапурской и Даляньской товарных биржах фьючерсов на руду, а также описывающего их поведение индекса Чикагской товарной биржи S&P GSCI Iron Ore инвесторы получили возможность прямых инвестиций в этот товар. В период с 2013 по 2020 г. индекс S&P GSCI Iron Ore вырос более чем в 3 раза, в то время как индекс добывающих компаний S&P Global Natural Resources Metals & Mining Index не демонстрировал существенных изменений.

В июне Китай импортировал рекордный с октября 2017 г. объем руды – более 100 млн т, тогда как в мае этот показатель составил 87 млн т. Как отмечает Financial Times (FT), это указывает на возможный рекорд по производству стали в Китае в текущем году: более 1 млрд т. Совокупный объем производства стали остальных стран мира прогнозируется на уровне в 750 млн т.

Основными поставщиками железной руды в Китай являются Австралия (более 60%) и Бразилия. По данным UBS, поставки руды из Бразилии с 5 по 12 июля упали на 23% до 5,3 млн т. В Австралии в Порт-Хедленде, крупнейшем в мире отгрузочном центре руды, проводятся профилактические работы на железной дороге и в порту. По данным судового брокера Braemar ACM, объем поставок из Австралии сейчас находится на уровне в 2,2 млн т в сутки, что примерно на 18% ниже, чем в июне.
«Стабильный спрос в Китае вкупе с медленным наращиванием объемов поставок позволили нам поменять прогноз стоимости железной руды в текущем году, – заявил FT аналитик JPMorgan Доминик О’Кейн. – Рост экспорта из Бразилии может привести к небольшой коррекции, но в целом мы прогнозируем уровень цен не ниже $90 за 1 т в следующие два квартала». Если это значит, что валовая рентабельность добычи руды снизится примерно до 540%, заключает Forbes, что ж, многие компании о таком могут только мечтать.

Источник: Ведомости