Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обратилась в Минтранс с просьбой предложить правительству РФ наделить предприятие «ОДК-Сатурн» (входит в ОДК «Ростеха») статусом разработчика двигателя SaM146 для SSJ 100. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо главы АЭВТ Владимира Тасуна на имя главы Минтранса Виталия Савельева. Получение документа подтвердили в ведомстве.

Как поясняет газета, разработчик является держателем сертификата типа SaM146 СП PowerJet, зарегистрированного во Франции (по 50% у «ОДК-Сатурн» и Safran Aircraft Engines). Наделение «ОДК-Сатурн» этим статусом нужно для проведения капремонтов и согласования изменений в документацию самолета. Сейчас у компании есть сертификат разработчика модификаций двигателя SaM146, согласно которому она отвечает за второстепенные изменения, включая обновление каталогов запасных частей, выпуск сервисных бюллетеней и др.

Один из источников пояснил, что ответственность за двигатель «по понятным причинам брать на себя никто не хочет». Другой собеседник добавил, что некоторые типы работ «технически реализуемы, но документально не оформлены», из-за чего ответственность в случае возможных инцидентов «остается размытой». При этом еще один источник назвал вопрос с ответственность не первостепенным. Он отметил, что восстановление горячей части двигателя в России не освоено.

В «Ростехе» уточнили, что французская Safran Aircraft Engines отвечала за горячую часть двигателя (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления и др.), а «ОДК-Сатурн» — за холодную (производство вентилятора и турбины низкого давления и др.).

Аналогично была распределена ответственность между компаниями за поставку запчастей для ремонта и поддержки эксплуатации, уточнили в госкорпорации. Сейчас в России занимаются созданием ряда иностранных комплектующих, однако ключевой вопрос состоит не в скорости, а в надежности, заключили там.

В конце декабря 2022 г. вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью «Ведомостям» сообщил, что замена SaM146 на нынешнем поколении SSJ100 на российские ПД-8 пока не предусмотрена. Комментируя сложности с заменой иностранных комплектующих, он выразил надежду, что до тотального каннибализма авиатехники в России не дойдет.

Источник