В сентябре 2022 г. «Аэрофлот» на Восточном экономическом форуме подписал с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК, входит в «Ростех») соглашение о поставке 339 самолетов российского производства. Твердые контракты планировалось подписать до конца года, но тогда они подписаны не были. Авиакомпания получит 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SJ100 и 40 Ту-214, уточняла пресс-служба «Аэрофлота». Срок поставок – 2023–2030 гг. Вице-премьер Денис Мантуров отмечал тогда, что стоимость соглашения превышает 1 трлн руб.

Основной пул запчастей для SJ100, по словам Александровского, сформирует компания «Яковлев» (бывший «Иркут», входит в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха». – «Ведомости»). Часть комплектующих, в том числе колеса и тормоза, авиакомпания приобретет на собственный склад.

Для преодоления импортозависимости в России сейчас разрабатывается почти импортозамещенная версия самолета Sukhoi Superjet 100, получившая название SJ100. По словам Александровского, новый «Суперджет», который получит группа «Аэрофлот», по сути, на 90% новый самолет.

На данный момент дата первого полета не известна.

«Замещать иностранную часть флота надо уже сейчас, не дожидаясь, когда западная техника встанет из-за нехватки комплектующих. Поэтому все российские авиакомпании заинтересованы в скорейшем поступлении новых отечественных воздушных судов в парк», – говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Он объясняет отсутствие твердых контрактов на поставку Ту-214 ставкой на более современный МС-21, на который авиакомпания в отсутствие зарубежной техники будет опираться в ближайшие годы. «Ту-214 создавался десятилетия назад, его эффективность, скорее всего, будет ниже, чем у разработанных позднее лайнеров. Кроме того, любая авиакомпания заинтересована в унификации флота, поэтому ставка делается на перспективный МС-21», – сказал эксперт.

За шесть месяцев 2023 г. авиакомпания «Аэрофлот» (без учета дочерних «России» и «Победы») получила 1,6 млрд руб. чистого убытка по РСБУ (результаты по МСФО не раскрывались), в сравнении с полугодием 2022 г. он снизился почти в 24 раза (тогда он составлял 38,3 млрд руб.).