«Конечно. Это же было достаточно аргументированное заявление главы «Газпрома». Там были изложены причины, почему такая возможность не исключена», – сказал Песков. Он не назвал возможные сроки введения ограничений, добавив, что все будет зависеть от ситуации. Песков подчеркнул, что Россия не позволит «ущемлять наши интересы или интересы [российской] компании».

Попытки «Нафтогаза» продолжить разбирательство в арбитраже, по словам Миллера, говорят о неконструктивном отношении к организации транзита российского газа и о враждебном отношении к России. «В случае продолжения таких недобросовестных действий «Нафтогаза» исключить нельзя, что это может привести к введению санкций Российский Федерацией. Тогда уже любые отношения российских компаний с «Нафтогазом» будут просто невозможны», – заявил Миллер.

Аналогичная ситуация уже заблокировала возможность поставок по газопроводу «Ямал – Европа». В мае 2022 г. указом президента РФ Владимира Путина и постановлением правительства были введены санкции против ряда компаний, в том числе против владельца польского участка газопровода «Ямал – Европа» – компании Europolgaz. Запрет касается совершения сделок и платежей в отношении лиц, находящихся под санкциями.

Бывший председатель правления «Нафтогаза» Юрий Витренко (занимал пост до ноября 2022 г.) пояснял, что иск касается недоплаты «Газпрома» за забронированные для транзита мощности газотранспортной системы (ГТС) Украины. Размер претензий, которые рассматривает арбитраж, не назывался.

Кроме того, в конце июня 2023 г. «Нафтогаз» и пять дочерних компаний украинской группы обратились в суд округа Колумбия в США с требованием принудительно исполнить решение суда о взыскании с России $5 млрд в рамках другого иска, связанного с утратой активов в Крыму.

В мае 2022 г. Украина отказалась принимать заявки на прокачку газа через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка» в Ростовской области, откуда газ поступает на территорию Луганской народной республики. Сейчас транспортировка осуществляется только через ГИС «Суджа» в Курской области, откуда топливо идет в подконтрольную Украине Сумскую область. В начале мая 2022 г. «Газпром» экспортировал транзитом через Украину 92–99 млн куб. м газа в сутки, после блокировки заявок на ГИС «Сохрановка» прокачка упала более чем вдвое до 41–43 млн куб. м в сутки. В начале июля 2023 г. поставки составляют в среднем 41,9 млн куб. в сутки.

Транзитом через Украину газ поставляется в Венгрию и Словакию, а затем в страны Центральной и Западной Европы. По словам аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, основные покупатели газа по этому маршруту – Венгрия, Австрия, Италия и Словакия. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков добавляет, что российский газ по нему также поступает в Чехию, Германию и Францию.

Кауфман напоминает, что Италия, как ранее заявляли в энергокомпании Eni (ключевой закупщик газа в стране), может отказаться от российского топлива лишь через два года, а Австрия – лишь к 2027 г. Эти страны рассчитывают на импорт в Европу сжиженного газа (СПГ), поясняет он.

Аналитики отмечают, что текущий уровень транзита через Украину соответствует примерно 15 млрд куб. м в год. При цене на газ в $350–400 за 1000 куб. м (текущие спотовые цены в ЕС) это соответствует $5,3–6 млрд выручки «Газпрома», или $3,7–4,2 млрд после уплаты экспортной пошлины.

У «Газпрома» фактически нет вариантов для компенсации этих доходов, считают эксперты. Смит поясняет, что газопровод «Сила Сибири – 2», (по которому газ «Газпрома» должен идти в Китай. – «Ведомости»), даже если соглашение по нему будет подписано прямо сейчас, заработает «минимум через четыре года». «Турецкий поток» работает практически на пределе возможностей, продолжает Смит, «Северный поток» поврежден, а «Северный поток – 2» вряд ли будет запущен в ближайшее время. Перезапустить газопровод «Ямал – Европа» через Польшу невозможно из-за санкций, введенных российскими властями, добавляет он.

Смит и Кауфман считают, что по экономическим соображениям остановка транзита через Украину в 2023 г. маловероятна, но возможна после завершения текущего транзитного контракта в 2024 г. Кауфман при этом не исключает «форс-мажоров» из-за боевых действий. Юшков допускает, что говорить о остановке транзита можно после окончания отопительного сезона 2023/24 гг.

Источник