Он отметил, что у большей части регионов сегодня нет средств на создание собственных региональных реестров такси, поэтому они «смогут вести напрямую федеральный реестр». «Мы находимся в контакте со всеми 89 субъектами РФ, включая новые регионы (ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. – “Ведомости”)», – подчеркнул чиновник. Он отметил, что в новых регионах «большой процент такси» с украинскими номерами, для них СИЦ разработал техническое решение, которое позволяет их считывать.

Гендиректор СИЦ Дмитрий Горшков добавил, что информационная система «Легковое такси» разрабатывалась частично ресурсами самого центра, частично – привлеченной по итогам тендера IT-компанией (название он не раскрыл). На разработку, по словам Горшкова, потребовалось около 10 месяцев.

Исходя из предоставленных данных, система Минтранса будет агрегатором сведений о таксистах и о компаниях, в которых они работают: ФИО, названия компаний, данные о выданных разрешениях на деятельность такси, данные водительских удостоверений и проч. Хранить все эти данные будет СИЦ Минтранса.

ФГИС создается, чтобы сделать рынок «прозрачным»: после ее запуска службы заказа такси смогут пускать за руль только водителей с соответствующими разрешениями на работу. Сегодня это ограничение прописано в законодательстве (человек должен либо оформить трудовые отношения с таксопарком, либо зарегистрировать ИП), но водители и службы заказа могут его обходить из-за отсутствия контроля и наличия на рынке большого числа самозанятых водителей.

Он также обращает внимание на то, что водителям, зарегистрированным в налоговой в качестве самозанятых, пока закон не вступил в силу (до 1 сентября этого года), не нужны специальные документы и разрешения, кроме водительского удостоверения. Обязательным является только разрешение на машину для работы в такси, которое обязан оформить таксопарк (юрлицо или ИП). «С 1 сентября правила меняются: физическое лицо, имеющее статус самозанятого, должно подать в региональный минтранс заявление, чтобы получить разрешение на себя. Отдельно должен быть заключен договор с агрегатором (пока не определено Минтрансом России — в бумажном или электронном виде). А в региональный реестр должна быть внесена запись на автомобиль, на котором выполняется перевозка», — говорит Швагерус.

Подключение регионов к ФГИС, по словам Горшкова, начнется 20 августа. А загрузка всего реестра «из нескольких тысяч записей» занимает всего около 30 минут, отмечает он. В тестовом режиме взаимодействие в части загрузки данных, по его словам, уже ведется сегодня с 73 регионами.

Представитель «Ситимобила» рассказал Ведомостям, что компании не потребуется делать дополнительных инвестиций в интеграцию с новой ФГИС. «Мы создали рабочую группу по интеграции с ФГИС, но пока сложно сказать, сколько времени займут все необходимые процессы», — добавил он.

По некоторым оценкам, в части регионов доля серого рынка достигает 90% от общего числа такси, добавил представитель такси «Максим». По данным Швагеруса, в России сегодня оформлено около 453 000 разрешений на машины, легально используемые для перевозок в легковом такси, но реально в отрасли работает около 1,5 млн авто.

В июле «Коммерсантъ» сообщал со ссылкой на данные «Чек Индекса», что за шесть месяцев 2023 г. средний чек на такси в Москве вырос на 12% до 771 руб., в целом по России — на 4% до 435 руб. год к году. Tinkoff Data оценивает рост за полгода среднего чека в российской столице на 15% до 496 руб., по России — на 11% до 293 руб.

Источник