Около трети зарегистрированных в России международных непатентованных наименований (МНН) оригинальных иностранных жизненно важных лекарств подешевеет к середине 2021 г. К такому выводу пришло отраслевое издание «Фармацевтический вестник», проанализировавшее около 600 таких МНН.

«Ведомости» ознакомились с исследованием. В нем напоминается, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС), сравнив стоимость лекарств в России и за рубежом в 2016 г., выявила существенную разницу цен на различные препараты. После этого она совместно с Минздравом разработали правила, согласно которым стоимость оригинальных иностранных лекарств в России не может быть дороже, чем в референтных странах.

В их число входит 12 государств, включая Венгрию, Грецию, Бельгию и проч. Этот документ вступил в силу в 2018 г., после чего началась постепенная перерегистрация цен, которая должна была завершиться до конца 2020 г. Однако продажа препаратов с новой стоимостью начнется лишь через пять месяцев после окончания процедуры, т. е. в середине 2021 г., сказано в исследовании «Фармацевтического вестника».

Снижение стоимости оригинальных препаратов коснулось 203 МНН, делает выводы издание. Они представлены 222 брендами, или 453 позициями. Наибольшее количество лекарственных средств – 197 – подешевеют менее чем на 10%, еще 129 – на 29%. На 30–49% снизится стоимость 70 позиций, на 92% – 57 препаратов.

Наиболее значительное падение цен ждет лекарство от тошноты после химиотерапии «Зофран» (МНН ондансетрон) швейцарской Novartis. Стоимость инъекционного раствора дозировкой 2 мг/мл по 2 мл в ампуле и фасованного по пять ампул снизится почти в 12 раз – с 1385,48 до 111,22 руб. за упаковку. В семь раз упадет цена на лекарство для лечения аденомы предстательной железы «Дальфаз СР» (алфузозин) французской Sanofi – с 1632,51 до 231,22 руб. за упаковку 30 таблеток с дозировкой 10 мг. С 13 836,54 до 2780,41 руб. подешевеет упаковка противогрибкового препарата «Микамин» (микафунгин) японской Astellas, с 3947 до 719,31 руб. – лекарство для терапии шизофрении «Зипрекса зидис» (олданзапин) американской Eli lilly. Во всех этих компаниях комментариев не предоставили.

Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов не исключает, что некоторые производители в итоге решат отказаться от продажи своих лекарств в России из-за отсутствия рентабельности. Речь, по его мнению, может идти о десятках брендов. Это означает, что в стране может либо вообще не остаться лекарств с такими же МНН, либо продаваться будут только дженерики, резюмирует эксперт. А к качеству последних у пациентских сообществ зачастую возникают вопросы, причем как к российских, так и иностранных, напоминает Беспалов. Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев говорит, что жесткий подход российских властей к регулированию цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) стал одной из причин возникновения дефицита на 42 МНН, о чем организация сообщала в Минздрав.

Он считает, что в дальнейшем ситуация может только усугубиться. Жулев напоминает, что в конце 2020 г. правительство России утвердило механизм, предусматривающий повышение цен на ЖНВЛП, оказавшиеся под угрозой дефицита из-за экономической нецелесообразности производства. Но он работает только в тех случаях, когда речь идет о нехватке всех брендов в рамках одного МНН. Но если доводить до таких ситуаций, пациенты могут и вовсе остаться без лекарств, опасается Жулев.

Беспалов же считает, что массового ухода с рынка оригинальных лекарств не будет. Те компании, которые понимали, что продавать по более низким ценам им станет невыгодно, уже вывели свои препараты из России, напоминает он. Так, например, швейцарская Roche еще в июле 2020 г. прекратила поставки на российский рынок своего оригинального препарата для лечения болезни Паркинсона «Мадопар» (МНН леводопа + бенсеразид). В числе причин компания указывала обязательную перерегистрацию цен. Об этом же заявляла в конце прошлого года и израильская Teva, выпускающая аналог препарату Roche под брендом «Леводопа/бенсеразид-Тева».

Впрочем, представитель Roche в России Дмитрий Козлов поясняет, что отказ от продажи «Мадопара» связан в том числе с падение курса рубля. Вместе с обязательной перерегистрацией цены это сделало его поставки в Россию нерентабельными. Козлов также отмечает, что это не единственный бренд компании в России, который не окупался, но называть другие препараты он не стал. Он лишь добавил, что на ряд лекарств, в частности окрелизумаб и эмицизумаб для лечения рассеянного склероза и гемофилии, цены в России после перерегистрации станут одними из самых низких в мире.

Источник