Демпферный механизм начал работать в России в 2019 г. и должен был сгладить колебания цен на АЗС. Согласно правилам, если экспортная цена на нефтепродукты превышает стоимость на внутреннем рынке (условную внутреннюю цену, которая индексируется ежегодно), нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получают выплаты из бюджета. Если же цены на внутреннем рынке превышают экспортные, уже сами НПЗ платят государству.

«Это позволит обеспечить экономические стимулы к насыщению внутреннего рынка топливом, сдержать рост оптовых биржевых цен, что в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции», – говорится в релизе правительства. 

Предыдущая корректировка нормативов для торговли ГСМ на бирже вступила в силу 1 сентября и предполагала их увеличение на 1 п. п. до 12% для бензина и 9,5% для дизеля. Пресс-служба правительства пояснила, что такая мера даст независимым сетям АЗС возможность покупать топливо по рыночным ценам. Также это снижает риски монопольного ценообразования, так как многие владельцы НПЗ управляют также сетями АЗС.

Последняя из объявленных мер – это частичное снятие ограничения на экспорт дизтоплива. Теперь НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% от произведенного ими дизеля, смогут экспортировать оставшуюся часть по трубопроводам в морские порты. 

На этом фоне Минэнерго, ФАС и курирующий вице-премьер Александр Новак обсуждали различные варианты для стабилизации ситуации, но к сентябрю было принято решение только о повышении норматива продаж топлива на бирже. Многомесячные дискуссии чиновников с отраслью не дали результата – цены в опте продолжали расти, что отражалось и на рознице.

Оптовые цены на нефтепродукты на СПбМТСБ начали снижаться 18 сентября на новостях о скором принятии новых «решительных мер» со стороны правительства. Например, стоимость бензина марки АИ-92 с 18 по 25 сентября снизилась на 21,4% до 55 451 руб./т. Но к 6 октября биржевая цена бензина подросла на 3,5% до 57 372 руб. Подобная динамика наблюдается также по АИ-95 и по дизтопливу.

По оценке директора Фонда национальной энергетики Константина Симонова, возвращение полноценных выплат по демпферу – это разумная мера. Продолжение политики жесткого регулирования отрасли привело бы к падению экспортных доходов государства и нефтяных компаний, затовариванию трубопроводной системы «Транснефти» и проблемам с производством зимнего дизтоплива, отмечает он. Симонов напоминает, что демпфирующий механизм был введен с 2019 г. в рамках налогового маневра, который предполагал постепенное обнуление экспортной пошлины и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к 2024 г. Демпфер стал эффективным инструментом в ситуации, когда внутренний рынок нефтепродуктов проигрывал в рентабельности экспортному, считает эксперт. 

Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин отмечает, что восстановление демпфера, увеличение нормативов биржевых продаж и рост заградительной экспортной пошлины позволят нормализовать ситуацию на рынке. Снятие запрета на экспорт дизеля по трубопроводной системе «Транснефти» в определенной степени ограничит отток дизтоплива из страны, но также позволит снять затоваренность транспортной инфраструктуры, которая возникла на фоне правительственных ограничений. 

Фролов также считает, что сейчас необходимо отказаться от использования валют недружественных стран в Налоговом кодексе: в формуле демпфера используется котировка нефтепродуктов на базисе Роттердама, которая рассчитывается в долларах, а в формуле НДПИ есть привязка к долларовой котировке Brent. Симонов добавляет, что правительство могло изначально ввести меры борьбы с серым экспортом нефтепродуктов вместо сокращения выплат по демпфирующему механизму.