Цена бензина на бирже снизилась до минимума с мая

Согласно данным биржи, котировки на Аи-92 22 сентября снизились на 9,6% по сравнению с предыдущим днем до 55 925 руб./т. Этот показатель стал минимальным с конца мая 2023 г. Оптовая цена на 95-ый бензин упала на 10,8% к цене закрытия предыдущей сессии до 59 362 руб./т – минимума с начала мая.
21 сентября правительство ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизтоплива для борьбы с «серым» экспортом. Согласно постановлению, вывозить из России топливо можно будет по межправительственным соглашениям, в Южную Осетию, Абхазию и на Байконур, для гуманитарных и личных нужд, для российских войск за границей, а также в рамках индикативных балансов в страны ЕАЭС. В пресс-службе правительства поясняли, что эта мера позволит насытить внутренний рынок топливом и снизить цены на него.
Дмитрий Песков
Пресс-секретарь президента
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос, связано ли ограничение на экспорт нефтепродуктов с опасениями социального взрыва в стране на фоне подорожания топлива, заявил, что это «сильно гипертрофированные формулировки». По его словам, правительство выполняет свои функции, а топливный рынок «везде достаточно нестабильный». Песков уточнил, что определенные проблемы с топливом были на фоне уборки урожая и роста спроса со стороны розничных потребителей, которые нужно было отрегулировать.
Для борьбы с «серым» экспортом и стремительным ростом цен в опте российские власти обсуждали несколько вариантов действий. Официально назывались меры по лицензированию экспорта нефтепродуктов, а также по составлению перечня экспортеров, в который планировалось включить только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Также источники ТАСС и «Интерфакса» называли в качестве возможных мер введение заградительной пошлины на экспорт в размере $250/т и ограничение вывоза нефтепродуктов за границу (последнее и было принято по результатам дискуссий).
Ограничение экспорта топлива из России одновременно приведет к росту мировых цен, особенно на дизтопливо, считает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. «Поэтому последствия для международного рынка дизельного топлива, где цены уже растут, могут быть значительными», – отмечает он.
По мнению Кауфмана, российские власти могут вернуться к идее повышения экспортных пошлин на бензин и дизель, квотирования экспорта или увеличения выплат по демпфирующему механизму (бюджетные компенсации для НПЗ, которые призваны удерживать внутрироссийские цены на горючее ниже экспортного нетбэка. – «Ведомости»). С 1 сентября выплаты снизятся из-за введения в формулу расчета демпфера понижающего коэффициента 0,5.