На первый взгляд, история кажется понятной и очевидной, в чем-то даже примитивной. Но это только на первый взгляд. В реальности в этой истории, как в капле воды море, отражается вся суть нефтяного рынка России – его приводные ремни, персоналии и мотивации крупнейших игроков. Забегая вперед скажем, компрадорские мотивации. А начинать надо с Минфина России.

Минфин своего добился, хотя о последствиях этого решения предупреждали все здравомыслящие наблюдатели. Стартовало ценовое ралли, и к 15 сентября цена самого ходового АИ-92 на Санкт-Петербургской бирже впервые в истории страны превысила 70 000 руб. за тонну. Понятно, что у роста внутренних цен на нефтепродукты было несколько причин (не только политика Минфина), но об этом чуть ниже.

Снижаться цены начали еще до подписания Мишустиным постановления. Уже 21 сентября, только на слухах о возможности такого шага со стороны руководства страны, АИ-92 подешевел на 5,74% (до 61 883 руб./т), АИ-95 – на 3,97% (до 66 521 руб./т), а дизтопливо – на 2,15% (до 71 869 руб./т). 

Вице-премьер правительства России Александр Новак, что логично, решил после правительственного постановления собрать у себя руководителей крупнейших нефтяных компаний страны и поговорить. Решение здравое, ситуация требует объяснений и открытых позиций со стороны операторов рынка. Кому как не вице-премьеру по энергетике заниматься такими вопросами. Под ценовым ударом оказались сельхозпредприятия юга страны (Ростов, Курск, Белгород, Крым, Краснодарский край…) дизельное топливо просто пропало с заправок. 

Представитель «Газпром нефти» заявил, что запрет экспорта и насыщение нефтепродуктами внутреннего рынка приведет к их дефициту. Руководитель компании Александр Дюков об этом даже публично заявлял накануне принятия решения. Здесь нет никаких преувеличений. Обосновала свою позицию «Газпром нефть» тем, что экспортное эмбарго снизит эффективность НПЗ в России и, соответственно, уменьшатся объемы переработки нефти компанией.

Глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов был еще более беспощаден с Новаком. Он заявил, что запрет на экспорт нефтепродуктов приведет к срыву Северного завоза в районы Крайнего Севера. По свидетельству очевидцев, Новак буквально опешил от логики господина Богданова, и уточнил, каким же образом ограничение экспорта может снизить поставки на внутренний рынок. 

Более 80% производимых «Сургутнефтегазом» ГСМ отправляется на экспорт. «Лукойл» изначально выстроен под «заграницу», на многих заправках которого дизель сегодня отсутствует (руководители компании «жалуются» на логистику, дескать не хватает грузовиков, у них другая стратегия). У «Газпром нефти», по собственному признанию, рентабельность НПЗ напрямую зависит от объемов экспорта нефтепродуктов (зарплата работников НПЗ «Газпромнефти» рублевая и к экспортной цене не привязана).

К примеру, доля «Роснефти» по бензинам 23,5%, а по дизтопливу – 21,8%. Если брать весь объем реализуемых на бирже нефтепродуктов (а старт ценового ралли начался и разгонялся ростом оптовых цен на бирже), то на «Роснефть» по бензинам приходится 39% всех продаж, по дизтопливу – 40%, а по мазуту – 68%. Цифры даны по периоду продаж с января по август 2023 г. и для понимания роли нефтяных компаний. 

Российская пресса уже «отработала» совещание у Новака на должном уровне. Основной смысл публикаций – экспортное эмбарго приведет к тому, что внутренний рынок просто «захлебнется» излишками нефтепродуктов и производство придется сокращать. В общем, «все пропало, гипс снимают, клиент уезжает», правительство, как всегда, порет горячку. 

История с ростом внутренних цен на нефтепродукты и их моментальным откатом по итогу всего одного решения правительства России говорит о многом. Михаилу Мишустину и Александру Новаку еще раз надо сказать спасибо за последовательность и готовность идти до конца. На Кремль вывеску (лейбл) «Лукойл», Сургутнефтегаз или «Газпром нефть» не повесишь. Интересы и уровень ответственности разные.

Источник