В Белгородской области было возбуждено дело в отношении компании «Осколнефтеснаб» (владеет нефтебазой и сетью АЗС), в Ростовской области – против «Газпромнефть – Региональные продажи», а в Ставрополье – в отношении «Гудвилл-А» и «Реалграмм» (обе занимаются оптовой продажей топлива). Эти компании продавали моторное топливо с нефтебаз по завышенной цене, считает ФАС. 

В Дагестане служба усмотрела незаконную координацию экономической деятельности в действиях Ассоциации владельцев автозаправочных станций. «Президент ассоциации координировал деятельность ее членов – владельцев и арендаторов АЗС путем рассылки сообщений в мессенджере. Это привело к одновременному повышению розничных цен на топливо», – пояснила ФАС. Из-за подозрений в сговоре между владельцами АЗС глава Дагестана Сергей Меликов в начале сентября поручил создать новую топливную ассоциацию.

Регулятор добавил, что продолжает анализировать текущую ситуацию на рынке нефтепродуктов.

ФАС сообщила о начале проверки мелкооптового сегмента топливного рынка 11 сентября. Тогда служба планировала изучить экономическую обоснованность мелкооптовых цен на нефтебазах и других составляющих, которые влияют на цены для потребителей, в том числе для сельхозпроизводителей. Они жаловались на дефицит дизтоплива и серьезный рост цен на него в период уборочной кампании и перед началом посевной («Ведомости» писали об этом 22 сентября).

Также проблемы с топливом наблюдались на российских АЗС, особенно на юге страны («Ведомости» писали об этом от 12 сентября). В минэнерго Крыма тогда говорили, что в регионе цены выросли из-за роста котировок на СПбМТСБ, а также из-за увеличения сроков доставки нефтепродуктов втрое до 45–58 дней. В администрации Волгоградской области отмечали, что дефицита топлива в регионе нет, но из-за ремонта Астраханского ГПЗ временно не поставлялся бензин на сеть АЗС «Газпрома».

Власти обсуждали различные варианты борьбы с ростом цен, который произошел из-за увеличения серого экспорта нефтепродуктов – поставок за границу топлива, которое было куплено на внутреннем рынке и за которое из бюджета уже был заплачен демпфер. В результате 21 сентября правительство ввело временный запрет на экспорт бензина и дизтоплива (его срок не установлен), а 27 сентября вице-премьер Александр Новак объявил о долгосрочных мерах, которые планируется принять после его отмены.

Также президент Владимир Путин предложил ввести квотирование экспорта нефтепродуктов по аналогии с механизмом, используемым для экспортом удобрений.

По мнению аналитика ФГ «Финам» Сергея Кауфмана, действия ФАС будут иметь «локальный эффект» – они должны помочь решить проблему с дефицитом топлива и ростом цен на юге страны. Ключевой краткосрочной мерой по сдерживанию цен стал временный запрет на экспорт, констатирует он. Принятие долгосрочных мер позволит стабилизировать цены в мелком опте и на независимых АЗС, которые могут перейти к умеренному снижению в ближайшие недели, считает Кауфман.

Источник